Игра за мирного жителя. Анализ поведения и ходов

Игра в мафию за карту мирного жителя сложна именно тем, что простой мирный житель не знает, кто ещё вместе с ним является игроком команды мирных жителей - и в таких нелёгких условиях приходится выбирать кого-то на дневном голосовании!

Как же простому мирному жителю понять, кто является мафией, а кто - нет? Для этого у простого мирного жителя есть два инструмента:
1. Анализ поведения и эмоций других игроков
2. Анализ "ходов" (в обычных терминах игры "мафия" так называются поступки, игровые действия)

В идеале, каждый мирный житель должен использовать оба инструмента одновременно.

Анализ поведения

Очень часто по тому, как человек ведёт себя за игровым столом можно строить догадки по поводу того, является ли человек игроком чёрной команды или нет - и очень часто эти догадки являются правильными даже у людей без специального психологического образования.

Можно найти много конкретных советов по поводу того, как можно определить, что перед вами красный игрок или чёрный, приведём некоторые:
- "Нервное поведение". Игрок нервничает, волнуется, запинается. Такое характерно для людей, которые испытывают волнение, когда им приходится обманывать или совершать поступок, который они считают плохим. Это может служить признаком того, что человек играет за команду мафии - но нужно также иметь ввиду, что у данного игрока может быть активная красная карта и поэтому он скрывает свою роль от всех игроков.
- "Заготовленная речь". Речь игрока выглядит "заготовленной" и заранее продуманной. Т.е. человек заранее настроился на то, чтобы утаить какую-то информацию и заранее подготовил себе речь. Такое также может быть признаком того, что перед вами человек, которому есть что скрывать - либо он мафия, либо может быть активным красным игроком.
- "Случайная оговорка". Человек может банально оговориться и выдать свою настоящую роль в игре. Такое бывает с любыми людьми - но чаще бывает с новичками, у опытных игроков бывает намного реже.
- "Беспричинное изменение настроения". Любые беспричинные изменения поведения от одной игры к другой позволяют заподозрить смену игровой роли. Скажем, если в одной игре человек играл простым мирным жителем и вы запомнили его поведение - а в другой игре его поведение изменилось - то это повод для того, чтобы задуматься.
- "Теребит предметы в руках". Человек непроизвольно теребит предметы, которые держит в руках. Такая мелкая моторика может служить признаком волнения, а значит опять же - перед вами человек, который что-то скрывает.
- "Не слушает стол". Человек невнимательно слушает других игороков. Может показаться странным - но такое часто непроизвольно случается даже с очень опытными игроками, которые знают, что невнимательно слушают стол именно игроки команды мафии, которые и так уже знают "кто есть кто" за игровым столом.
- "Удлиннение паузы при ответе". Когда игрока спрашивают о чём-то - и он отвечает с небольшой непроизвольной задержкой, как будто пытается не сболтнуть лишнего или придумать "правильный" ответ.
- "Смена темпа речи". Когда речь человека внезапно и без видимых причин меняется: либо убыстряется, либо наоборот - замедляется.
- "Застывший взгляд". Когда человек смотрит на вас "застывшим" или "холодным" взглядом, при этом что-то думая про себя.

Для того, чтобы повысить точность подобного рода предположений важно учитывать индивидуальные особенности людей, с которыми вы играете постоянно. Составляйте и запоминайте по каждому человеку, с которым вы играли его некоторый "личный профайл" - как он ведёт себя когда он мирный житель, когда играет за активную карту, запоминайте, как влияет его настрой перед игрой на последующие игры, насколько хорошо он понимает поведение других игроков. Дело в том, что конкретные советы, как привели мы выше - они могут в случае какого-то определённого человека оказываться верными - а если вы знаете, как играет определённый игрок - то это всегда будет намного лучше, чем обобщённые рекомендации. Не зря многие спортсмены изучают перед соревнованиями записи своих соперников, чтобы лучше понять, каким образом лучше выстроить свою собственную тактику. И неважно, какая при этом у вас карта или у ваших партнёров по игре - всё равно эта информация по конкретным людям будет помогать вам.

Так же чем больше вы общаетесь с человеком (как в жизни, так и за игровым столом) - тем больше у вас появляется информации по человеку. Поэтому часто новичков, которые пришли вместе на игру и которых никто раньше не видел часто спрашивают их мнение по поводу того, что они думают по поводу того, в какой команде по их мнению играет человек, с которым они пришли. Очень интересно слушать мнение супругов, близких родственников, давних друзей, коллег по работе - очень часто они знают друг друга "как облупленных" и можно делать предположения по поводу того, врёт ли кто-то из них, врут ли оба или оба говорят правду.

Собственно, для того, чтобы хорошо понимать других людей самыми важными являются два качества: внимание к другим людям и хорошая память. Чем внимательнее вы смотрите на других людей - тем больше мелочей вы увидите, чем больше вы можете запомнить - тем больше у вас образцов поведения для сопоставления. Сыграв даже несколько игр с новыми для вас людьми вы узнаете их намного лучше, чем в обычной жизни - именно поэтому игра в мафию пользуется такой популярностью среди организаторов корпоративных мероприятий. Дело в том, что человек за игровым столом ведёт себя точно так же, как и в обычной жизни и играя можно намного быстрее и эффективнее узнать другого человека - не только как он врёт, но и то, насколько он надёжный партнёр ("можно ли с ним идти в разведку"), каковы его лидерские способности и т.п.

Часто многие игроки считают, что анализ поведения - это крайне ненадёжная вещь и приводит к ошибкам. Тем не менее, тут нет никакой магии - достаточно внимательно смотреть на людей, иметь хорошую память, учитывать персональные особенности каждого игрока и - иметь достаточный опыт. Возможно, что именно потому, что у некоторых людей не хватает терпения, чтобы набрать необходимый опыт, либо из-за невнимания к мелким деталям или плохой памяти - но у таких людей не получается строить хорошие прогнозы. Вспомните, например, сериал "Менталист" и его главного героя - Патрика Джейна, который пользовался славой экстрасенса, хотя сам он считал, что у него лишь тренированные навыки, внимание к мелочам и хорошая память. Другой пример подобного рода - Кэл Лайтман из сериала "Теория лжи": несмотря на то, что все события сериала полностью вымышленные - существует целый раздел психологии эмоций, а Пол Экман , прототип главного героя этого сериала, является одним из экспертов подобного рода людей.

Анализ ходов

Также, помимо анализа поведения игроков, крайне полезным является анализ значимых поступков, которые делают в игре. В терминах игры мафия такие поступки принято называть "ходами" - и к ним можно отнести такие поступки, как выставление кандидатуры, голосование за того или иного человека и так далее.

Принято различать "красные ходы" и "чёрные ходы". Красный ход - это такой ход, который приносит пользу команде мирных жителей. Чёрный ход - это такой ход, который на руку команде мафии. Игрок, который делает в текущей партии преимущественно красные ходы является с весьма большой вероятностью игроком команды мирных жителей, игрок который допускает чёрные ходы (особенно это касается опытных игроков) может являться чёрным.

Какие ходы обычно считаются красными, а какие - чёрными?

Обычно считаются чёрными ходами следующие:
- "Выставление кандидатур на первом круге". Принято считать, что чёрным ходом является выставление кандидатур на первом дневном голосовании, когда ещё не было ни одной проверки путаны и шерифа и наиболее высок риск вывести из-за стола мирного жителя, а не игрока из чёрной команды. Это действительно невыгодное для команды мирных жителей начало, поэтому выставление кандидатур на первом круге многие считают чёрным ходом.
- "Нет своей позиции по столу: не говорит с кем играет/не играет" - самая важная информация, которая озвучивается каждым игроком - это то, с кем данный игрок находится в команде, а также с кем он не играет в одной команде. Если игрок не озвучивает подобного рода информацию - то это считается чёрным ходом. Подобного рода ход могут позволить новичку (списать на неопытность), но непростителен опытным игрокам. Причём, если новички обычно именно отмалчиваются, завершают свою речь намного раньше отведённой минуты - то у более опытных игроков это может быть в форме "случайной" оговорки - как бы ненароком сказать слово "спасибо", после которого ведущий передаёт слово следующему игроку. Другой вариант сокрытия своей позиции - дать всех игроков "серыми", т.е. по сути не дать ни одного из игроков ни красным, ни чёрным - и одноговерменно играет со всеми и одновременно не играет со всеми.
- "Нет своей позиции по столу: повторяет слова предыдущего игрока" - когда игрок по первому кругу практически полностью повторяет сказанное одним из предыдущих игроков - это для некоторых является чёрным ходом.
- "Знает цвета по столу". Зачастую в поведении игроков видно, что он действует так, как будто точно знает цвет других игроков. Это является очень чёрным ходом - как правило такой подробной информации нет даже у играющих за активные красные карты - шерифа и путаны.
- "Втирается в доверие". (Другое название данного хода - "лезть в вену" пришло из тюремного жаргона.) Игрок слишком явно считает кого-либо мирным игроком ("Да что тут думать - ты мирный"), действует вместе с ним, усыпляет бдительность, чтобы потом использовать в своих целях. Также расценивается как чёрный ход.
- "Пропускает одного из игроков". Мирным жителям выгодно, чтобы каждый игрок давал оценку с кем играет (находится в команде) или не играет всем игрокам. Иногда бывает видно, что некоторые игроки пропускают кого-то в своих оценках, не хотят давать цвет. Особенно заметно это на первом круге, когда обсуждают обычно всех предыдущих проговоривших по порядку по номерам: обсуждается игрок номер один, потом номер два, потом номер три - потом внезапный пропуск - и обсуждается уже игроки четыре, пять...
- "Подставляется под проверку шерифа". Для играющего картой маньяка бывает выгодно, чтобы его проверил комиссар (и нашёл красным - так как комиссар при проверке маньяка находит его красным). Если игрок намеренно и осознанно подставляется под проверку комиссара (а при этом особых оснований предпочесть этого игрока нет)- то это может расцениваться как чёрный ход.
- "Докидывание рук". Во многих голосованиях видно, как некоторые игроки сознательно докидывают руки за того, кто уже набирает достаточно большое множество голосов. Это считается чёрным ходом.
- "Голосование против проверенного путаной красного красного игрока". Такое бывает в явной манере у новичков, которые не понимают логики игры, но встречается и у опытых игроков, которые "случайно забывают" (ссылаясь на усталость или другие причины), что игрок, против которого они собираются проголосовать или проголосовали является проверенным красным игроком. Важно: голосование с целью проверить алиби не является чёрным ходом.
- "Раскрытие активных красных". Если днём какой-либо игрок во всеуслышание говорит, что знает шерифа (или скажем, путану или доктора) - то это считается чёрным ходом плохого красного игрока. Свои догадки по поводу активных красных карт необходимо держать при себе.
- "Жесткое выставление". Чёркое выставление кандидатуры на дневное голосование с призывом голосовать строго против данного игрока. Право на жёсткое выставление имеет только шериф (либо прикрывающий шерифа), в противном случае это считается чёрным ходом и если игрок не ответил за него ночью (был убит ночью) - то его как минимум выставляют на следующем дневном голосовании.
- "Брать в команду игроков из противоположных команд". Если два игрока играют друг против друга (дают друг друга чёрными) то брать их обоих в свою команду является чёрным ходом. В ситуации когда игроки играют друг против друга можно брать только одного из них в команду, нужно чётко выбрать одного и так же чётко играть против другого.
- "Слова расходятся с голосованием". Игрок говорит, что играет с каким-либо игроком - и тут же голосует против этого игрока на дневном голосовании. Это считается явно чёрным ходом.
- "Проверки лжешерифа расходятся с его словами по предыдущим ходам". Простой пример: на первом круге "шериф" давал игрока номер десять чёрным, на втором круге продолжил - а на третьем круге вскрывается и говорит, что у него десять - проверенный красный в первую ночь.